Традиционно пик открытия вакансий приходится на сентябрь-октябрь и январь-февраль: то есть сразу после завершения летних отпусков и после новогодних каникул. Дело не только в том, что после длительного отдыха тяжело сразу включаться в деловой ритм – настолько тяжело, что у некоторых это выливается в депрессию. Просто если человек в принципе подумывал о смене места работы, то в первые две-три недели после отпуска он чаще всего принимает окончательное решение.
Конечно, далеко не всем подходят столь радикальные меры. Пусть настрой совсем не деловой, и работоспособность упала ниже некуда, но у каждого найдется немало причин для поддержания статус кво: должность, зарплата, значимый проект, дружный коллектив, уютный офис… Значит, придется начать борьбу с негативными симптомами. Но нужно ли заставлять себя работать через силу? Сотрудники-перфекционисты, которые буквально «горят» на работе, полагают, что способность работать как часы, не взирая на астропрогнозы, погоду и плохое настроение, является доказательством подлинного профессионализма. С одной стороны, подобное отношение к труду повышает ценность специалиста в глазах работодателя. А с другой — отказ от полноценного отдыха и постоянная гонка, по мнению психологов, становятся основными причинами «стрессовых» заболеваний: инфаркта, язвы желудка, остеохондроза и т.п. Не менее серьезный побочный эффект постоянного «преодоления» – профессиональное выгорание. Как и где найти ресурс, который позволит приняться за работу с прежним энтузиазмом?
В СССР проводили многочисленные исследования, направленные на выяснение суточных ритмов человека, проще говоря — кто и сколько часов в день может продуктивно работать. Сейчас подобные исследования тоже ведутся – например, в Центре хронобиологии Института психотерапии РАМН. Оказывается, в течение суток человек переживает несколько подъемов физиологической активности. В частности с 10 до 12 и с 16 до 18 часов организм максимально устойчив к стрессам и кислородному голоданию. Поэтому они считаются наиболее благоприятными для выполнения физической работы, принятия решений, новых начинаний. «Чаще всего синдром хронической усталости и негативное отношение к выполняемой работе возникают у тех, кто живет без учета своих биологических ритмов, — говорит психолог Руслана Амелина. — Общеизвестно, что «жаворонки» наиболее активны и деятельны с раннего утра и приблизительно до шести-семи вечера, пока не село солнце, а пик активности «сов» приходится на вечернее время. Но в наш век больших скоростей и электрического освещения большинство людей становятся аритмиками – т.е. иногда ведут жизнь «совы», а иногда жизнь «жаворонка», в зависимости от производственной необходимости. И не стараются понять, что же для них лучше». Но знать свои фазы активности необходимо, особенно если вы работаете в офисе с жестким режимом прихода-ухода. «Имеет смысл ранжировать все дела по степени важности, и самые ответственные располагать в расписании так, чтобы они приходились на время, когда вы чувствуете себя лучше всего», — советует г-жа Амелина. Согласно исследованиям известного немецкого хронобиолога Фридриха Хальберга, существует также недельная периодичность интеллектуальных, эмоциональных и физических проявлений. То есть на протяжении недели работоспособность человека неравномерна. В первые дни она возрастает; достигая наивысшего уровня на третий день, а затем постепенно уменьшается, заметно падая в последний день. Именно поэтому считается, что установление рабочего периода продолжительностью более 5 дней нецелесообразно.