Люди часто составляют различные списки, когда не слишком доверяют собственной памяти — например, списки покупок или списки необходимых дел. Но в качестве вспомогательного средства в процессе мышления списки используются крайне редко, хотя этот инструмент очень эффективен. С его помощью вы можете организовать свои мысли таким образом, чтобы максимально усилить свои возможности мышления. Составление списка по простым правилам для улучшения скорости и гибкости мышления является неотъемлемым элементом такого метода, как «мозговой штурм».
Чтобы лучше понять суть и важность составления списков при решении задач, предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Представьте себя консультантом завода по производству обычного красного кирпича, который в данный момент испытывает финансовые затруднения. Менеджера завода интересуют новые сферы применения выпускаемого продукта. Подумайте над вопросом три-четыре минуты и запишите новые варианты использования кирпича. Возьмите чистый лист бумаги и запишите на нем за четыре минуты все идеи, по данной проблеме, которые приходят вам в голову. Не забывайте о подвижности и гибкости мышления, избегайте трезвых оценок и стандартных подходов. Составьте максимально длинный список. Следует заметить, что когда люди выполняют задание письменно — составляют список, особенно при работе в группе, они работают очень интенсивно, тем более, если время ограничено. Возможно, это обусловлено привычками, привитыми нашей системой образования и духом соревновательности, царящим в нашем обществе. Но независимо от причин этого явления, составление списков на бумаге концентрирует нашу концептуальную энергию. В результате мы получаем зафиксированные данные. Если записывать идеи после «нескольких минут раздумий», то новых идей окажется значительно меньше, чем когда непосредственно записывать их на бумаге. Было ли ваше мышление гибким и подвижным? Чтобы приблизительно оценить его подвижность, скажем, что наши студенты в среднем находили от 10 до 20 новых вариантов использования кирпичей за отведенное для выполнения упражнения время: одни — от 5 до 10, другие — от 10 до 20, а третьи — от 20 до 30 альтернатив. Очень немногим из них удавалось генерировать более 30 или менее 5 вариантов. Кривая воображаемого графика полученных результатов будет похожей на изображение колокола. Однако подвижность мышления является далеко не главным фактором в концептуализации. Если в списке перечислены такие идеи, как «построить стену, построить камин, выложить внутренний дворик, построить обувной магазин, построить магазин бытовой техники, построить магазин одежды, построить бакалейный магазин» и т.п., то ваше мышление можно назвать подвижным, но лишь в отношении одного из возможных вариантов использования обычного кирпича. Скорее всего, подобные варианты хорошо известны производителю этого товара. В процессе концептуализации очень важную роль играет гибкость мышления. Мышление человека можно считать по-настоящему гибким в данной ситуации, если в списке его предложений перечислены самые разнообразные идеи. Например, использование кирпича при постройке резервуаров для хранения воды, обогреве постельного белья холодными ночами, измерении уровня грязи в лужах, в качестве материала для скульптур, детских игр или для использования в новом виде спорта — к примеру, в соревнованиях по укладке кирпича. Подобные идеи позволяют выйти за пределы стандартных рамок восприятия и использования обычного кирпича. Если ваш процесс мышления достаточно гибок, то в вашем списке непременно найдутся забавные и даже смешные идеи. Но если он свидетельствует о недостаточной гибкости вашего мышления, то это значит, что вы страдаете от блока, связанного с навешиванием ярлыков. Именно он не позволяет вам выйти за стандартные рамки. В нашем обществе кирпич воспринимается исключительно как строительный материал, что является стереотипом.
Преодоление установок
Использование многих творческих методов направлено на преодоление наших психологических установок. Другими словами, задача состоит в том, чтобы научить нас не сосредотачиваться на первом пришедшем в голову решении, а рассматривать большее количество альтернатив. Можно составить список определений стандартного предмета, который поможет более полно оценить его, а следовательно, активизировать процесс концептуализации. Попробуем составить список характеристик обыкновенного кирпича. Вот некоторые из них: вес, прочность, цвет, шероховатость, правильность формы (прямые углы, ровные поверхности), способность проводить и аккумулировать тепло, плохая токопроводящая способность, пористая структура, твердость. Придумайте дополнительные характеристики и запишите их. Не исключайте экономический аспект. Поразмыслите над эстетическим аспектом. Если теперь вы возьмете один из пунктов приведенного выше списка, например вес, то поймете, что вам стало значительно легче представлять себе нестандартные варианты использования простого кирпича — например, в качестве якоря, балласта, ограничителя открывания двери, противовеса, прижима для использованных тряпок или газет, метательного снаряда на войне, во время акций протестов, против вредных соседей и т.п. В процессе концептуализации гораздо полезнее думать о характеристиках объекта, нежели о применяемых к нему стереотипах.
Список мелких проблем
Позвольте привести еще один пример использования в процессе мышления данного метода. Попробуйте составить «список мелких проблем». Большинство людей с хорошо развитым воображением неоднократно мечтали о том, чтобы изобрести что-либо очень полезное для общества и не работать остаток жизни, а только получать доходы от своего гениального изобретения. И только единицы добились этого на практике. Такой низкий процент реализации подобных идей объясняется двумя основными факторами. Во-первых, достаточно сложно придумать конкретное изобретение, в котором очень нуждается человечество. Во-вторых, для получения финансовой выгоды от такого рода изобретений могут понадобиться годы разработок. К тому же альтернативных решений второй проблемы практически не существует. Чтобы придумать потенциально прибыльное изобретение, нужно сосредоточиться на нуждах и потребностях окружающих. Одним из вариантов может быть проведение опроса. Можно зайти в ближайшую больницу и расспросить ее персонал о том, в чем они нуждаются больше всего. Другой вариант — представить себя на месте конкретного потребителя. Например, представьте себя водителем грузовика и подумайте, что бы вам в этой ситуации могло понадобиться. Третий вариант, пожалуй, самый простой: вспомните о том, что вы также являетесь потребителем определенных продуктов и услуг и что ваши потребности и пожелания, вероятнее всего, разделяет множество других потребителей аналогичных товаров и услуг. Полученное в результате изобретение будет удовлетворять потребности не только ваши, но и многих людей во всем мире. Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться каждому в подобной ситуации, является склонность к обобщению. Скорее всего, ваши собственные желания слишком размыты и неконкретны. В таком случае можно попробовать составить список максимально приземленных потребностей, который мы называем «списком мелких проблем». Это гибкий и одновременно очень конкретный список разнообразных мелочей, которые не дают вам покоя в повседневной жизни.