timeВ СССР проводили многочисленные исследования, направленные на выяснение суточных ритмов человека, проще говоря — кто и сколько часов в день может продуктивно работать. Сейчас подобные исследования тоже ведутся – например, в Центре хронобиологии Института психотерапии РАМН. Оказывается, в течение суток человек переживает несколько подъемов физиологической активности. В частности с 10 до 12 и с 16 до 18 часов организм максимально устойчив к стрессам и кислородному голоданию. Поэтому они считаются наиболее благоприятными для выполнения физической работы, принятия решений, новых начинаний. «Чаще всего синдром хронической усталости и негативное отношение к выполняемой работе возникают у тех, кто живет без учета своих биологических ритмов, — говорит психолог Руслана Амелина. — Общеизвестно, что «жаворонки» наиболее активны и деятельны с раннего утра и приблизительно до шести-семи вечера, пока не село солнце, а пик активности «сов» приходится на вечернее время. Но в наш век больших скоростей и электрического освещения большинство людей становятся аритмиками – т.е. иногда ведут жизнь «совы», а иногда жизнь «жаворонка», в зависимости от производственной необходимости. И не стараются понять, что же для них лучше». Но знать свои фазы активности необходимо, особенно если вы работаете в офисе с жестким режимом прихода-ухода. «Имеет смысл ранжировать все дела по степени важности, и самые ответственные располагать в расписании так, чтобы они приходились на время, когда вы чувствуете себя лучше всего», — советует г-жа Амелина. Согласно исследованиям известного немецкого хронобиолога Фридриха Хальберга, существует также недельная периодичность интеллектуальных, эмоциональных и физических проявлений. То есть на протяжении недели работоспособность человека неравномерна. В первые дни она возрастает; достигая наивысшего уровня на третий день, а затем постепенно уменьшается, заметно падая в последний день. Именно поэтому считается, что установление рабочего периода продолжительностью более 5 дней нецелесообразно.

Комментарии запрещены.

Реклама