timeСложность восприятия будущего заключается в том, что его нет. Вернее, оно есть, но исключительно в нашем воображении. Доподлинно известно лишь одно — ночь чередуется с днем. То, что будущее все же существует, малыш осознает примерно года в три. Это главное, основополагающее открытие. Появление будущего как временной перспективы помогает ребенку смириться со многими реалиями жизни сегодняшней, которую взрослые выражают фразами типа: «Мама скоро вернется». «Настанет лето, и ты снова увидишь тетю Катю». Кроме того, будущее время помогает и взрослым, и детям ждать и надеяться: «Ты немного отдохнешь, и у тебя всё получится»; «Ты подрастёшь и научишься кататься на велосипеде».
Конечно, сначала в сознание ребенка появляется ближайшее будущее (в три года понятия «лето» и «подрастёшь» — понятия слишком абстрактные). Малышу понадобится довольно много времени, чтобы уяснить отдаленные события. Специального усвоения требуют слова, которые обозначают течение времени: «Что такое Новый год?», «А завтра — сегодня?», «А сегодня уже зима?». Примерно к пяти годам ребёнок начинает реально представлять себе некоторые перспективы своей жизни, довольно свободно обращается со временем и уже вполне способен планировать ближайшие события.

Комментарии запрещены.